Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе
(Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе)
Школьная адаптация определяется как процесс приспособления ребёнка к новым условиям школьной жизни, её нормам и требованиям, к учебной деятельности как новому виду деятельности и новым нагрузкам. Адаптация учащихся зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относят возраст, индивидуально-типологические качества, состояние здоровья, уровень физического развития и функциональных перестроек в организме, к внешним – условия жизни в семье, организация режима дня, питания, учебных занятий в школе и дома.
Первый класс считается очень важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.
Привыкнуть к школе после детского садика сложно практически всем детям. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводились часы для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:
• нового распорядка дня;
• ограничения на подвижные игры в школе;
• необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и
учителем;
• новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.
Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы.
В группу риска входят:
• Гиперактивные дети. Концентрация внимания у них снижена, в
силу особенностей психики им необходимо постоянно двигаться, и высидеть целый урок за партой для них – настоящий подвиг. Такие первоклассники чаще всего нарушают порядок в школе и первые месяцы учёбы практически не усваивают новый материал.
• Дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это
может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими заболеваниями. Школьники с повышенной утомляемостью не могут долго концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учёбе.
• Одарённые первоклассники. До поступления в школу у таких дошкольников уже есть обширный запас знаний, и первые месяцы в школе им может быть просто скучно. Из-за этого они могут баловаться, не слушать учителей.
• Проблемы адаптации в школе могут быть связаны с повышенными требованиями родителей. Не стоит ждать от ребёнка невозможного - привыкание может занять не один месяц, и это считается нормальным.
В первый месяц обучения в школе организм ребёнка испытывает нагрузку, сложную по интенсивности и напряжённости с экстремальными ситуациями для хорошо тренированного взрослого человека. В этот период организм ребёнка расходует все свои ресурсы. Период физиологической адаптации детского организма к новым условиям длится 5-6 недель.
Напряжение всех систем организма вызывает и умственная работа, и длительное сидение за партой, и общение с одноклассниками. В ответ на новые условия организм ребёнка незамедлительно реагирует: появляются жалобы детей на усталость, головную боль, снижается аппетит и масса тела, может возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Но при правильной организации режима дня, сбалансированного питания и оптимальной двигательной активности эти симптомы быстро исчезают.
Основными показателями успешной адаптации ребёнка к обучению в школе являются:
1) адекватное поведение учащихся в школе и дома;
2) установление контактов с учащимися и учителем;
3)овладение элементарными общеучебными умениями и навыками.
Анализ этих трёх сфер деятельности позволяет определить уровень социально-психологической адаптации учащихся. Различают три уровня социально-психологической адаптации школьников.
1 уровень (адаптация в течение 1- 3 месяцев) характеризуется положительным отношением к школе, прилежанием, спокойным принятием указаний и объяснений учителя, охотным и добросовестным выполнением поручений. Дети этой группы относительно быстро осваиваются в школьном коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение. Учащиеся спокойны, доброжелательны, приветливы, открыты, хорошо общаются со сверстниками, достаточно легко усваивают учебный материал, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, т. к. им еще трудно выполнять все правила поведения; хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка. Но эти эпизодические трудности, связанные с выполнением требований правил поведения, отношениями с учителем и учащимися, как правило, к концу осени постепенно нивелируются. Ребёнок полностью осваивается с новым статусом, новыми требованиями, новым режимом - становится учеником.
2 уровень (адаптация в течение 4-6 месяцев) – период затягивается до конца первого полугодия. Дети этой группы с трудом включаются в учебную ситуацию, испытывают трудности в усвоении учебного материала, проявляют беспокойство по поводу успешности результатов своей деятельности. Не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами и обидами. Детям свойственно доброжелательное, иногда выборочное отношение к сверстникам. К концу первого полугодия их поведение становится адекватным требованиям школы.
3 уровень (адаптация в течение 7 – 12 месяцев) – период затягивается до конца учебного года. У детей этой группы социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко "третируют детей", "мешают работать на уроке", их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными. Но за одинаковым внешним проявлением негативных форм поведения могут крыться разные причины. Адаптация затруднена и у детей, нуждающихся в специальном лечении, и у детей с нарушениями психоневрологической сферы, и у тех, кто вырос в неблагоприятных социальных условиях. Причиной нарушения социально-психологической адаптации могут стать учебные проблемы, ситуация постоянной неудачи, неадекватные требования педагога и родителей. Причем, недовольство взрослых, упреки, наказания только ухудшают ситуацию. Нарушения социально-психологической адаптации отмечаются и у детей, не справляющихся с дополнительными нагрузками, и связаны они с постоянным действием стресса, ограничения времени. "Перегруженные" дети не только работают в несвойственном им очень быстром темпе, но и постоянно испытывают страх "не успеть" и в результате – "жертвуют" качеством любой работы.
Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.
Такие школьники часто становятся "отверженными". Это в свою
очередь рождает реакцию протеста: они "задирают" детей на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, – это может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья.
Основные причины нарушения адаптации:
- неадекватность требований педагога;
- стресс ограничения времени;
- перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные и физические);
- несоответствие программ, методик, технологий возрастным и
индивидуальным возможностям;
- нарушение режима и организации учебных и внеучебных
занятий;
- нарушения психического и физического здоровья;
- психологическая и функциональная неготовность к условиям и
требованиям процесса обучения.
Трудности адаптационного периода часто усиливаются за счёт их временного совпадения с кризисом 7 лет. Наступает новый, сложный период в жизни ребёнка, который характеризуется существенными изменениями в организме: быстрая прибавка в росте, изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем организма. Физиологические изменения приводят к появлению необычных внутренних ощущений: повышенная утомляемость, раздражительность, перепады настроения. При этом, даже здоровые дети могут болеть, проявлять излишнюю ранимость, упрямство, капризы, непослушание.
Только внимательное, заботливое и терпеливое отношение к ребёнку помогают преодолеть трудности адаптационного периода.
Возраст начала систематического обучения
Адаптация 6-летних детей к школе длится дольше – у них наблюдаются повышенное напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.
Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для физического, функционального и психического развития. По мнению психологов, именно в это время формируются многие психологические новообразования: механизмы регуляции поведения, ориентация на социальные нормы и требования, самооценка и т. п. Интенсивно созревает кора головного мозга, развиваются все познавательные функции (прежде всего, организации и произвольной регуляции деятельности). Вот почему многие исследователи считают более оптимальным для поступления в школу возраст не 6 (до 1 сентября), а 6,5 – 7 лет.
Состояние здоровья ребенка – один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее – часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. У большей части из них в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья, сопровождающееся возникновением нервно-психических отклонений.
Готовность к обучению и состояние здоровья ребенка – те факторы, которые невозможно быстро изменить. Однако можно существенно облегчить адаптацию к школе всех детей, особенно "неготовых" и ослабленных, и это во многом зависит от учителя и родителей. Для этого необходимо, чтобы режим и условия организации учебных занятий, учебная и внеучебная нагрузка, методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ соответствовали возрастным возможностям детей.
Проявления дезадаптации первоклассников
1. Неврозоподобные расстройства:
- нарушение сна;
- нарушение аппетита;
- неадекватные реакции;
- жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.;
- страхи, навязчивые движения (подергивание век, мышц лица,
шеи, покашливание, обкусывание ногтей и т. п.);
- нарушение темпа речи (запинки).
2. Неврозы, невротические расстройства (энурез, заикание, неврозы навязчивых состояний и т. п.).
3. Астенические состояния (снижение массы тела, бледность, синяки под глазами, неустойчивая, очень низкая работоспособность, повышенная утомляемость и т. п.).
4.Снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость).
5. Снижение учебной мотивации.
6.Снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение.
Любой фактор риска (а особенно сочетание факторов) в социальном, личностном, психофизиологическом развитии ребенка при неблагоприятных условиях обучения или неадекватных требованиях учителя и воспитателей может привести к нарушению адаптации (т. е. дезадаптации). Нужно помнить об этом и прилагать все усилия, чтобы адаптация первоклассника к обучению прошла успешно.
Родители играют важную роль в процессе адаптации к школе. Они могут создать определенную психологическую установку, формируя таким образом отношение к учебному процессу.
Адаптация первоклассника к школе начинается с создания у ребенка правильной мотивации. Именно от нее зависит, с каким желанием он будет идти в школу по утрам. Любые попытки новоиспеченного ученика познать что-то новое, независимо от результатов, должны встречать внимание и поддержку со стороны мамы и папы. Если ребенок будет ощущать психологическую опору со стороны семьи, у него будет отсутствовать страх перед новым и неизведанным, а это крайне важно для успешной адаптации.
разгарнуць » / « згарнуць